Синестезия

 

Этот феномен изучается психологией восприятия.

Синестезия (в переводе с греческого — одновременное ощущение) —  психологический феномен восприятия, заключающийся в том, что раздражение одного органа чувств, вызывает специфические ощущения в другом органе чувств, незадействованном непосредственно в данном конкретном случае.

На данный момент не существует удовлетворительной теории, объясняющей происхождение такого сложного психологического феномена как синестезия.

Характерным примером синестезии может считаться, так называемый — цветовой слух. Цветной слух — проявление синестезии, при котором два чувства, зрение и слух, связаны в одно целое. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками.

Синестезию нельзя считать заболеванием, если конечно она не принимает крайних и особо причудливых форм. Большинство вполне здоровых людей являются синестетиками в большей или меньшей степени. Синестезию следует рассматривать как расширение функциональных возможностей человеческого организма. Как, например, способность человека видеть ночью в инфракрасном диапазоне излучения, подобно тому, как это могут делать кошки.

Синестезию можно условно разделить на несколько по характеру задействованных дополнительных ощущений. Существуют зрительные дополнительные ощущения, слуховые дополнительные ощущения, вкусовые дополнительные ощущения и т. д.

К примеру, музыкальными синестетиками, людьми с цветовым слухом, были такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков, Мессиан, Томас Кёнер. Для всех этих людей, музыка определенного тона была окрашена в самые различные цвета.

Именно Скрябин и Римский-Корсаков считаются основателями такого вида искусства, как светомузыка. Феномен синестезии был известен науке на протяжении уже трех столетий, но наивысший пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только учёные, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в музыкальной поэме   Александра Скрябина «Прометей». В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орган» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Обратным примером являются некоторые художники, пытающиеся на своих полотнах с помощью абстрактного буйства красок передать звучащую музыку.

При этом синестезия не однородна и индивидуальна для каждого человека. Одни и те же звуки, для разных людей могут быть окрашены в различные цвета и представляться различными образами.

Люди, способные видеть поля, тоже видят их немного по-разному. Именно поэтому проверку на объективность этого видения следует проводить только по их динамике. При этом нужно учитывать, что весь диапазон видимых полей очень велик, и разные виды полей воспринимаются совершенно по-разному.

Способность видеть поля не является исключительно врождённой способностью. Существуют специальные методики тренировок, позволяющие этому научиться. Одна из наиболее известных методик называется «исихазм».

На протяжении нескольких тысячелетий эта методика тренировок передавалась из «рук в руки» в христианских монастырях и дошла до наших времён в рабочем виде. Именно поэтому на православных иконах Иисус Христос, Богоматерь и все святые нарисованы с  символическим изображением свечения вокруг головы.

Восприятие полей возможно не только в визуальных световых терминах, но и в тактильных, термальных и вестибулярных.

"Видение" энергетических полей является всего лишь начальной ступенью обучения. Следующими ступенями является управление ими.

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz