Стив Джобс. Поле искажения реальности.

 

Уолтер Айзексон.
 
Стив Джобс.
 
 
Эта книга о жизни, полной падений и взлётов, о невероятно сильной личности и талантливом бизнесмене, чьё стремление к совершенству и необузданная энергия совершили революцию во многих сферах нашей жизни.
 
Аудиокнига Уолтера Айзексона «Стив Джобс» - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4135368
 
 
В 2004 году Стив Джобс позвонил своему давнему приятелю Уолтеру Айзексону и попросил написать свою биографию. Причиной этой просьбы было то, что у Джобса диагностировали рак.
 
За те полтора года, что автор собирал материалы для книги, они со Стивом очень сблизились и стали откровенны. Айзексон записал около сорока интервью с ним. Некоторые проходили довольно формально в его гостиной, другие во время долгих прогулок, поездок или телефонных разговоров.
 
Чтобы проверить и дополнить его истории, автор опросил более сотни его друзей, родственников, конкурентов, врагов, коллег. Он обнаружил, что люди очень бурно относятся к Джобсу, будь то положительно или отрицательно, но равнодушно к нему не относился никто. Айзексон уверен, что многие действующие лица этой книги могут иначе рассказать о тех событиях, и решат, что он попал под воздействие того, что его давние коллеги по Apple называли «поле искажения реальности Джобса».
 
По правде говоря, время от времени автор и сам осознавал то, что находится в его поле искажения реальности.
 
 
Джобс вспоминал, что всегда умел настоять на своём в споре с родителями, у него это хорошо получалось ещё в начальных классах.
 
В четвёртом классе у Джобса преподавала миссис Имма Джан Хил. Показывая всем фотографию с празднования дня Гавайев, она вспоминала, как Стив пришёл в школу без нужного костюма. Тем не менее, он уговорил кого-то из детей поменяться одеждой и на фотографии стоит в первом ряду, в центре, в гавайской рубашке. Он буквально мог уговорить отдать последнюю рубашку.
 
 
Постепенно Джобс сам стал понимать, что может внушать уверенность другим и заставлять их совершать поступки, на которые бы они не отважились.
 
Элизабет Холмс, девушка его друга, рассказывала, что во время учёбы в университете она вступила в религиозную секту и рассталась со своим другом Дениелом Котке. Учение требовало от своих адептов, чтобы они порвали всякую связь с прошлым. Но Стив Джобс плевать хотел на запреты. В один прекрасный день он приехал в общину, и забрал её оттуда. Стив всегда вёл себя так, будто способен на всё, значит, и остальные тоже могут всё. «Он заставил меня сделать то, на что я никогда не осмелилась бы. Это положительная сторона явления, известного как поле искажения реальности. Если веришь Стиву, то сможешь всё.», - говорила Элизабет Холмс.
 
 
Когда Энди Херцвильд перешёл работать в команду Macintosh, Бад Трибл, другой программист, предупредил его, что Стиву Джобсу свойственно то, что называется полем искажения реальности. Стив меняет реальность как хочет, он может убедить кого угодно в чём угодно. Когда его нет рядом, начинаешь приходить в себя. Очутиться в этом поле искажения реальности опасно. Именно благодаря ему, Стиву удавалось менять восприятие реальности у окружающих его людей. Херцвильд сперва решил, что Трибл преувеличивает, но через две недели тесного общения с Джобсом согласился с оценкой коллег. По его словам, поле искажения реальности представляло собой сложную смесь харизмы, красноречия, неукротимой воли и готовности представить любое явление так, как нужно ему. Херцвильд быстро понял, что противостоять такому натиску практически невозможно. Поле искажения реальности срабатывало даже несмотря на то, что ты отдавал себе отчёт в происходящем, – рассказывал он. Мы с коллегами часто обсуждали это, но, в конце концов, сдались и приняли всё как данность.
 
 
Когда Стив говорил, что дело обстоит так-то и так-то, шла ли речь об историческом эпизоде или о том, кто именно предложил идею на встрече, правда его совершенно не заботила. Он сознательно пренебрегал реальностью, причём искажал её не только для других, но и для себя. «Он умеет обмануть себя», - говорил Бил Аткинсон. «Поэтому ему ничего не стоит заставить поверить нас в то, что он говорит. Он и сам в это верит до глубины души.»
 
 
Стив Возняк, друг Джобса, с которым они основали Apple, удивлялся, насколько эффективными оказываются методы Стива Джобса. Он искажает реальность, воображая то, чего не может быть. К примеру, говорит мне, что я могу за несколько дней придумать дизайн для программы. Ты понимаешь, что это невозможно, но в итоге оказывается, что Стив прав.
 
 
Члены команды Macintosh, попадая в поле искажения реальности, чувствовали себя как под гипнозом. Он напоминал мне Распутина, – сказала Деби Колман. При этом Колман соглашается с Возняком: поле искажения реальности действительно придавало силы. Благодаря ему, Джобсу удалось вдохновить команду и изменить историю компьютерной отрасли, располагая лишь малой долей возможности, по сравнению с такими гигантами, как Xerox и IBM.
 
 
Завышенные задания сбывались, - говорила Колман. Мы делали невозможное потому, что не знали, что это невозможно.
 
 
После основания компании Pixar, Джобс время от времени наведывался туда и вдохновлял коллектив своими речами.
 
«Я рос в баптистской общине и помню религиозные собрания с харизматичными проповедниками», - рассказывал Элви Рей Смит. «Стив точно так же умел сплетать паутину слов, из которой трудно выпутаться. Мы это прекрасно понимали и придумали определённые сигналы: почесать нос, или подёргать себя за ухо, если на совещании кто-то попадал в поле искажения реальности, и его требовалось вытащить обратно.»
 
 
Когда возникали какие-то вопросы в решении технических проблем, Джобс подходил к доске и объяснял, как сделать программу проще и удобнее для пользователя. Мы только кивали в полном восторге и соглашались: «Да, да – это будет отлично», - вспоминала Пем Кервин, директор по маркетингу Pixar. А потом, когда он уходил, мы одумывались: «Что это за фигню он придумал»? Он так завораживал своим обаянием, что после разговора с ним приходилось буквально раскодироваться.
 
«Когда Стив стал переманивать к себе Джона Скалли, руководителя компании «Pepsi»,он заставил его поверить в то, что он особенный», - говорила Джоанна Хофман. «Так с ним ещё никто не обращался. Разумеется, он потерял голову. Стив спроецировал на него целый набор качеств, которыми тот на самом деле не обладал. Джобс очаровал Скалли, вскружил ему голову. Причина тому – поле искажения реальности.
 
 
На презентацию нового компьютера Next пришло более трёх тысяч человек. Очередь в зал выстроилась за два часа до начала. Никто не остался разочарован. Стив Джобс стоял на сцене три часа и вновь доказал, что он гений товарной презентации, сценического мастерства и спецэффектов. Эндрю Полак из «Нью-Йорк Таймс » сравнивал его с Эндрю Ллойдом Вебером – гениальным композитором современности. Уест Смит из «Чикаго Трибьюн» написал, что в области презентации товара это шоу сыграло такую же роль, как и второй Ватиканский Собор в жизни Церкви.
 
 
После того, как телефон iPhone 4 был выпущен в массовую продажу, была обнаружена конструктивная недоработка антенны. Конкурирующие фирмы мгновенно раздули скандал в средствах массовой информации до невероятных размеров.
 
Это невероятно, но, достаточно было одного выступления Стива Джобса по телевидению, чтобы первый тираж телефона распродали мгновенно. Более того, желающие обладать им записывались в списки, готовые ждать покупки три недели. Этот телефон стал самым быстрораспродаваемым продуктом за всю историю компании.
 
Некоторые средства массовой информации были настроены скептически. Например, обозреватель Майкл Вулф задал вопросы: «Как им это сходит с рук? Или точнее, как это сходит с рук ему?» Единственное объяснение, которое он смог привести – это гипнотические способности Джобса. Вулф назвал Джобса последней харизматической личностью.
 
«Можно как угодно относиться к Стиву, но он знает, как вернуть чудо», - сказал Стив Возняк. У него был талант вдохновлять людей. Когда Стив Джобс говорит, он искрится энтузиазмом, как человек, который видит будущее и делает всё, чтобы воплотить его в жизнь.
 
 
Для создания рекламного ролика Apple решил пригласить актёра Робина Уильямса, но его агент сказал, что Уильямс не работает для рекламы. Тогда Джобс попытался связаться с ним лично. Он дозвонился до жены Уильямса, но та, будучи наслышана о его знаменитом даре убеждения, отказалась звать мужа к телефону.
 
 
Когда Гил Амелио, в ту пору руководящий компанией Apple, готовился к переговорам с Джобсом, он пообещал себе продвигаться вперёд, руководствуясь только логикой и не подпадать под харизму. Но во время прогулки он, подобно многим другим, был пойман силовым полем Джобса. Меня увлекли энергия и энтузиазм Стива, вспоминал он.
 
Но однажды Гил Амелио во время беседы со Стивом Джобсом почувствовал, что оказался в его знаменитом поле искажения реальности. Позже он рассказывал, что был очень горд тем, что сумел устоять и бесцеремонно выставил Джобса вон.
 
 
Барел Смит был готов уволиться, но боялся, что не выдержит и останется, если Джобс начнёт его уговаривать. Поле искажение реальности всегда пересиливало Смита. Он изобретал варианты побега. «У меня появилась отличная идея, как свести на «нет» поле искажения реальности. Я просто войду в кабинет к Стиву, спущу штаны и помочусь на его стол. Что он мне тогда скажет? Это стопроцентно сработает!», – рассказывал он.
 
 
«Мир глазами Стива Джобса» - так на момент увольнения Стива Джобса из его собственной компании Apple его враги и конкуренты пренебрежительно обозначали свойственное Джобсу искажение реальности.
 
В этот же день друзья и единомышленники Джобса устроили вечеринку по поводу его увольнения, и Боб Белвели поднял бокал за тех, кто действительно понимает, что такое «Мир глазами Стива Джобса».
 
 
Интерес Джобса к восточным духовным практикам не был преходящим юношеским увлечением. Джобс много лет изучал и практиковал дзен-буддизм. По его мнению, лучше всего, если религия занимается не насаждением догматов, а поиском истины. Когда христианство сосредотачивается на принципах веры, вместо того, чтобы стараться жить как Иисус, видеть мир, как видел его Иисус, оно моментально теряет свою сущность.
 
 
Во время учёбы в университете Джобс познакомился с другим студентом – Робертом Фридландом. Он был одним из немногих людей в жизни Джобса, кем Стив было просто очарован.
 
Фридланду Стив тоже нравился, его восхищала его увлечённость, уж если он чем-то интересовался, то отдавался делу всей душой.
 
Фридланд глубоко интересовался восточными духовными практиками. И судя по всему, именно благодаря ему, тренировки Джобса начали приобретать осмысленный и целенаправленный характер. «Стив взялся за дело с обычным напором. Дзен-буддизм серьёзно на него повлиял», - говорил Дениел Котке. Он перенял от Фридланда кое-какие харизматические черты и несколько лет считал его чуть ли не гуру.
 
«Роберт Фридланд помог мне перейти на новый уровень духовного развития», – говорил Джобс.
 
По словам Дениела Котке, некоторые индивидуальные особенности, в том числе и те, которые Джобс сохранил на всю жизнь, тот перенял у Фридланда. Именно от Роберта Фридланда Джобс узнал о поле искажения реальности.
 
 
При всём желании, люди, не понимающие механизма изменения восприятия реальности, могли наблюдать только его внешние проявления. Поэтому все описывали его одинаково. Джобс манипулировал людьми с помощью пристального взгляда и продуманных пауз в разговоре. Он любил уставиться на человека, не моргая, смотреть прямо в глаза, задавая вопросы, и ждать ответа, гипнотизируя собеседника, точно удав кролика.
 
Никто из них не имел представления, что основная работа в этот момент ведётся не на внешнем, а на внутреннем уровне. Причём работа такой интенсивности, что Джобс периодически «зависал» на уровне внешних действий. Именно этим и объясняются и неподвижный взгляд и паузы в разговоре. То, что обычные люди считали методами воздействия, было всего лишь «издержками производства».
 
Умение искажать реальность давало Джобсу основание для глубокой и непоколебимой веры в то, что общие правила его не касаются. Джобс чувствовал, что он не такой как все, избранный, просветлённый. Он считал, что избранных людей не много, и он – один из них.
 
 
На мой взгляд, избранность Стива Джобса состояла не столько в его умении изменять восприятие реальности у окружающих его людей, сколько в том, что он сумел использовать свой талант наилучшим образом.
 
 
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz